Вернуться к обычному виду


Подробнее о «дорожной карте»: Марина Москвичева в программе «разбор полетов»

Подробнее о «дорожной карте»: Марина Москвичева в программе «разбор полетов» 29.03.2013

Глава регионального Минздрава побывала в студии челябинского «Эха Москвы» и ответила на вопросы о перспективах системы здравоохранения Челябинской области на ближайшие пять лет.

Ведущий: Марина Геннадьевна, что это за «дорожная карта», которую утвердили в Минздраве России?
Марина Москвичева: Это пошаговые действия для достижения поставленной задачи. А задачи поставлены указами президента: 597-й указ о повышении заработной платы работникам социальной сферы, 598-й – о развитии здравоохранения и 606-й – о демографической политике. Они сформулировали все задачи для социальной сферы, в том числе здравоохранения. «Дорожная карта» – это те мероприятия, которые должны сделать с 2013-й по 2018-й год регионы, чтобы достичь этих задач.

В: А период выбран по 2018 год?..
ММ: Указом президента определен 2018 год, хотя государственная программа развития здравоохранения, принятая Правительством России, утверждена до 2020 года. Поэтому у нас получается две итоговых вехи – 2018-й год и 2020-й.

В: В этом плане мероприятий говорится о трехуровневой системе оказания медицинской помощи. Можете пояснить, что подразумевает эта система?
ММ: Трехуровневая система оказания медпомощи на сегодняшний день обозначена в госпрограмме развития здравоохранения как структура здравоохранения во всех субъектах Российской Федерации.

В: То есть это не наше изобретение?
ММ: Это во всех субъектах. Хотя я должна сказать, что еще в 2010 году, когда наша область готовила программу модернизации здравоохранения, именно мы были инициатором трехуровневой системы оказания медпомощи. Прошло два с лишним года, и теперь это требование для всей страны. Что она подразумевает? Все учреждения здравоохранения делятся на три уровня, и население должно знать, где и какую медицинскую помощь можно получить. Первый уровень – это учреждения, которые наиболее доступны, они оказывают первичную медико-санитарную помощь, скорую помощь. Это та помощь, которую житель получает по месту жительства, учебы, работы. Это поликлиники, офисы врачей общей практики, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты. Это самое первичное звено здравоохранения, которое предоставляет на сегодняшний день более 60% всей медпомощи. На этом уровне формируется отношение к здоровью. Если выявляются заболевания, то пациенты направляются на следующий уровень лечения. Это межмуниципальная помощь в более крупных больницах, где формируются консультативно-диагностические центры и межрайонные отделения оказания специализированной медпомощи. А третий уровень – это региональные и федеральные центры, в которых оказывают специализированную и высокотехнологичную помощь.

В: Первый уровень, получается, наиболее важный?
ММ: Да, абсолютно верно.

В: И, видимо, основное внимание в «дорожной карте» будет уделено именно этим учреждениям?
ММ: Абсолютно верно. Сейчас большие задачи ставятся перед первым уровнем оказания медпомощи. Он наиболее массовый и наиболее доступный, именно на его основе должны развиваться все профилактические программы. Весь мир идет по пути профилактики заболеваний. И все наше здравоохранение, и население должны повернуться к предупреждению заболеваний. На этом первом уровне есть и центры здоровья, и центры медпрофилактики, и отделения профилактики, и смотровые кабинеты, это все возможности для раннего выявления заболеваний.

В: По поводу скорой. Каким образом облегчить ее работу? Потому что всем известно, что сейчас скорая едет буквально по каждому случаю.
ММ: Да, действительно, даже в нашей области, по данным годовых отчетов, в разных муниципальных образованиях от 18 до 30 процентов вызовов – это несвойственные скорой помощи. Поднялось давление, поднялась температура, какие-то еще небольшие нарушения – люди вызывают скорую помощь. И альтернативой ей в «дорожной карте» прописана организация неотложной медицинской помощи. При поликлиниках организуются отделения, в котором работают врачи либо средние медицинские работники. Вызовы обслуживаются в течение двух часов. Этот тот вызов, который можно отсрочить, в отличие от вызова скорой медицинской помощи. Чтобы не получалось так, что пока скорая помощь едет, чтобы дать таблетку парацетамола, в другом районе города умрет больной от инфаркта миокарда.

В: И отказать они не могут…
ММ: Не могут. У нас ведь в Челябинске есть прекрасный опыт: уже 10 лет работают отделения неотложной медицинской помощи практически при всех детских поликлиниках. И прекрасно зарекомендовали себя: они берут детей с неотложными состояниями, разгружают скорую помощь. Сейчас задача стоит перед всей областью – организовать отделения неотложной помощи и для взрослого населения.

В: Одно дело – организовать, другое дело – чтобы у людей было понимание, что звонить нужно не в скорую, а неотложную помощь…
ММ: В нескольких муниципальных образованиях области уже работают отделения неотложной помощи. И когда начиналась их организация, одновременно с подготовкой специалистов, кабинетов, приобретением транспорта и оборудования через регистратуру велось информирование населения, что работает единый диспетчерский центр, в который можно звонить. Понимаете, какая ситуация: можно население учить, а можно сделать единый диспетчерский центр, и тогда дифференцировать вызовы по срочности будет не пациент, а обученный диспетчер, как минимум, со средним медицинским образованием.

В: На сегодня таких центров пока нет?
ММ: Пока нет, это задача на ближайшие несколько месяцев 2013 года.

В: А вообще, насколько сложная это задача?
ММ: Это задача не сложная. Еще раз повторюсь, что есть муниципальные образования, где уже работает неотложная помощь именно через единый диспетчерский центр. Это вопрос только времени и подготовки персонала, отработки четких показаний для неотложной и скорой помощи.

В: Перейдем на второй уровень – межмуниципальный. Насколько я знаю, предполагается разделение области на семь зон с центрами в крупных городах. Как они будут работать?
ММ: Да, это так называемые медицинские управленческие округа. У нас область состоит не только из крупных городов, большая часть территории – сельская. Идеология этих управленческих округов в том, что к больницам крупных центров прикрепляется по определенным видам медпомощи население близлежащих сельских территорий и малых городов. Не стоит задача в каждом муниципальном образовании развивать полный комплекс медицинских услуг, поскольку это не возможно ни экономически, ни в плане кадрового обеспечения. Это просто нереально ни в одной стране мира. На муниципальном уровне обеспечивается первичная медико-санитарная, наиболее востребованная, помощь, а дальше – та помощь, которая концентрируется на межрайонном уровне. Это специализированная помощь при сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях мозгового кровообращения, травмах, злокачественных опухолях. Та специализированная помощь, которая необходима, концентрируется в крупных городах, и население направляется из прикрепленных районов в эти больницы. Тогда мы в рамках нацпроекта «Здоровье», программ модернизации и развития здравоохранения, укрепляем материально-техническую базу конкретно этих больниц, готовим кадры для них, чтобы здесь была возможность оказать медпомощь в соответствии с порядками и стандартами

В: Ну да, если не хватает специалистов в каком-то населенном пункте – пациенты едут в межмуниципальный центр. И расстояние как-то, полагаю, распределили?
ММ: Это обязательно учитывалось. Понимаете, доступность – ключевое слово. И доступность здесь не только в плане наличия отделения в каждом населенном пункте, а именно доступность транспортная. Изучается плечо доезда, дороги. Когда смотришь по карте, думаешь: «А вот отсюда ближе всего по прямой». А жизнь-то она не по прямой идет, а там, где дорога проложена. Все обязательно анализируется и все с учетом максимально удобного доезда для пациентов решается.

В: Третий уровень. Какую помощь будут оказывать учреждения на этом этапе?
ММ: Третий этап – это те государственные учреждения здравоохранения, где оказывается помощь при социально значимых заболеваниях: туберкулезе, онкологических, ВИЧ-инфекции, наркологии, психиатрии, дерматовенерологии. За социально значимые заболевания особую ответственность несет государство и областной бюджет. Дальше – это специализированная и высокотехнологичная медпомощь: операции на сердце, суставах, ЖКТ. Это уникальные операции, уникальные специалисты, уникальное оборудование. Всего порядка 8% от общего объема медпомощи приходится на ВМП, а вот по затратам она одна из самых масштабных.

В: План есть. Что нужно, чтобы система заработала?
ММ: Все-таки, чтобы у нас была решена проблема кадровой обеспеченности. Сейчас та реформа образования, которая проходит в стране, и нацелена на то, чтобы специалисты, если готовятся на бюджетной основе, приходили в государственную систему здравоохранения. И в программе развития здравоохранения, и в «дорожной карте» четко прописано, что только те специалисты, которые имеют договор на целевую подготовку, будут получать образование на бюджетной основе. Это, конечно, повышение зарплаты – тоже фактор привлекательности, который должен удержать медработников. Знаете, должна сказать, что когда становится другая материально-техническая база, когда появляется новое оборудование, врачам становится интереснее работать, появляется профессиональный азарт. Он тоже удерживает в отрасли.

В: Подъемные выплаты врачам изменили ситуацию?
ММ: Это программа «Земский доктор». В нашей области за 2012 год 130 врачей приехали в сельскую местность, потому что был материальный стимул. Да, они, может быть, там не задержатся. Но они отработают там пять лет, за это время вырастет новое поколение врачей, и они приедут им на смену. Если семейная пара приезжает, они сразу получают два миллиона, и в принципе могут решить свою жилищную проблему. 130 врачей за год, которые приехали в сельскую местность, – это беспрецедентно. И с интересом работают, даже те, кто приехал из города, потому что на селе больше самостоятельности, больше работы с интересными случаями.

В: Что касается качества – как будет осуществляться контроль?
ММ: Качество начинается с его обеспечения на каждом рабочем месте. На сегодняшний день медицинская помощь должна оказываться в соответствии со стандартами. А вот чтобы можно было выполнить стандарт, должна быть подготовка специалистов, должно быть оборудование, должны быть медикаменты. И система контроля качества – без этого невозможно. В «дорожной карте» прописана трехуровневая система контроля качества медпомощи, начиная с внутреннего контроля в самой организации, ведомственного контроля и государственного.

В: В бюджетной сфере говорят о введении эффективного контракта…
ММ: Первый нормативный документ, в котором дано определение эффективного контракта – это как раз «дорожная карта». Эффективный контракт – это конкретные должностные обязанности, которые оплачиваются, и критерии их выполнения. То есть ходить на работу, сидеть с 8 до 18 часов и получать зарплату – уже не получится. Причем на первом, втором и третьем уровнях это разные критерии эффективности работы специалиста. Каждая специальность имеет свои критерии. Если говорить про первый уровень, про врача – участкового терапевта или педиатра, то критерии, за которые он будет получать стимулирующие выплаты и надбавки, – это сколько процентов от его пациентов побывали в центре здоровья, сколько стоит на диспансерном учете, сколько прошло через смотровые кабинеты. Это делается именно для того, чтобы заинтересовать медицинского работника в профилактической работе.

В: Если обобщить с позиции рядового гражданина: ему нужно знать только о первичном этапе, а уже дальше его направят уже сами врачи?
ММ: Совершенно верно. Даже в законе прописано, что пациент выбирает организацию и лечащего врача только для оказания помощи на первом этапе. Пациент выбирает только участкового. Ко всем остальным специалистам он идет по направлению от лечащего врача. Это называется «маршрутизация». Каждый медработник должен четко знать маршрутизацию пациента от момента его обращения и дальше, в зависимости от состояния здоровья.

По материалам zdrav74.ru


Возврат к списку


 


Яндекс.Метрика Система Orphus